«Бюджетное правило: Власти при недоборе нефтегазовых доходов продают валюту...»
Татьяна Куликова

Ключевая цель в рамках помощи малому и среднему предпринимательству (МСП) заключается в ускорении роста реальных доходов работников такого бизнеса до показателей, которые опережали бы их увеличение по экономике в целом, заявили Минэкономразвития.
Для этого государство планирует облегчить доступ к финансовым ресурсам в рамках «зонтичных гарантий», наращивать долю малых и средних предприятий в закупках, расширять каналы сбыта товаров и создавать условий для получения недорогого финансирования.
С 2026 года совместная программа кредитования Минэкономразвития, Банка России и Корпорации МСП позволит снизить минимальный размер кредита в два раза, до 25 млн руб. Льготные средства при этом можно будет использовать как для оборотных, так и для инвестиционных целей. Общий объем кредитования увеличится вдвое, до 200 млрд руб., а до 2030 года предприниматели смогут воспользоваться суммарно 800 млрд руб.
Пора лавочку сворачивать: «Когда узнала, что патенты подорожают в 3−6 раз, впала в ступор»
Предприниматели возмущены, что с ними не посоветовались. И не понимают, чего ждать дальше
Стоит обратить внимание, что по данным Банка России задолженность по льготным кредитам для МСП к сентябрю оставалось относительно небольшой — 10,3% от общей суммы задолженности. При этом с февраля 2025 года общий объем предоставленных малым и средним компаниям кредитов непрерывно снижался.
Министр экономического развития России Максим Решетников в сентябре подчеркивал, что лидерами по предусмотренным объемам государственных субсидий для МСП-экспортеров и центров поддержки экспорта являются Ростовская область и Башкортостан. Каждый из двух регионов получит по 49,9 млн руб. при общем финансировании в 1,5 млрд руб. для 74 субъектов.
Доля МСП в российском ВВП составляет 22%, что заметно ниже, чем во многих развитых экономиках. И при этом разброс вовлечения в малые и средние компании по всей стране остается достаточно сильным. К примеру, в Калмыкии доля МСП во внутреннем региональном продукте (ВРП) составляет 24,9%, а в Ненецком автономном округе (АО) — лишь 2,3%.
При этом доля городских жителей республики, которые заняты в МСП, значительно выше — 63,1% (79,5 тыс. человек). Санкт-Петербург занял второе место по этому показателю — 56,9% или 1,943 млн человек, а 3-е и 4-е места заняли Новосибирская область (53% или 696,2 тыс. человек) и Москва (51% или 4,361 млн человек). Самые низкие показатели — в Ингушетии (10,9%), в Ямало-Ненецком АО (19,2%), на Чукотке (21,2%) и в Якутии (23,2%).
На такую картину влияет большое количество факторов. К примеру, в Калмыкии снижена ставка УСН, а многим жителям других регионов выгоднее регистрироваться в Элисте.
Руководитель центра «Мой бизнес» в республике Виктор Чоянов утверждал, что в 2025 году в Калмыкии начало работать софинансирование затрат на маркетплейсах (комиссия, реклама, логистика), если предприниматели продают там произведенные в регионе товары. Высокие показатели в мегаполисах и достаточно урбанизированной Новосибирской области тоже вполне логичны, учитывая высокий спрос на различную продукцию и более платежеспособное население, а также более простую доставку товаров курьерами и водителями.
В свою очередь низкую долю МСП в Чукотском АО, Бурятии, Якутии и других дальневосточных регионах еще в 2023 году директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец объяснял суровым климатом и низкой плотностью населения, которые тормозят создание сервисных предприятий, сельскохозяйственного производства и торговли.
В низких показателях в ряде регионов Северного Кавказа эксперт увидел отражение высокой доли «серой» экономики. Впрочем, за 2024−2025 годы число занятых в малом бизнесе в Ингушетии выросло в 1,5 раза.
На этом фоне достаточно актуальным направлением государственной поддержки остается покупка федеральных франшиз, которые способны развивать экономику регионов. Фактически речь идет о безвозвратной модели выделения, так как это гранты, а не кредиты. Но если предприниматель не доказал целевое использование средств, то ему придется вернуть деньги или даже платить штрафы.
В беседе с «СП» руководитель Центра исследований Экономполитики, заместитель декана экономического факультета по международным связям МГУ Олег Буклемишев отметил, что малый и средний бизнес представляет собой широкую отраслевую и организационную палитру.
— Между малым и средним бизнесом находится огромная пропасть — не более 100 и 250 человек, 800 млн руб. и 2 млрд руб. дохода без НДС соответственно.
Поэтому когда заходит речь о МСП, то не стоит забывать, что это целый конгломерат организаций, внутри которого у большого количества игроков нет ничего общего.
Поэтому оказывать помощь совокупно всему МСП достаточно сложно. Последнее время государство начало больше поддерживать небольшие компании не прямым выделением средств, но организацией определенных стимулов.
Они могут включать в том числе консультирование, обучающие программы, упрощенные налоги, которые удешевляют производство.
«СП»: Эффективна ли организация льготного кредитования для МСП в том числе в виде более низких ставок и длительного срока погашения задолженности?
— Проблема субсидирования кредитов в том, что вы это делаете за счет остальных. Непонятно, почему именно малый и средний бизнес сам по себе независимо от сектора экономики заслуживает такую поддержку.
Если речь идет про субсидии через банки, то в проигрыше оказываются вкладчики, а если государственные — то поддержка осуществляется за счет налогоплательщиков.
Рука руку моет: Минтруда и Минэкономразвития кромсают Трудовой кодекс, зная, что Госдума их поддержит
Василий Колташов: «Из-за того, что у нас есть, даже плохое не смотрится откровенным надувательством
«СП»: Есть ли у государства приоритетные МСП?
— Помимо IT-сектора можно выделить поддержку предприятий, которые могут внедрять на рынок различную технику, в том числе в специальных экономических зонах. Где-то получает поддержку туризм и креативная индустрия, которая представляют собой экономическую деятельность с продвижением и реализацией креативного продукта (результат интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации, включая товарные знаки — «СП»).
«СП»: Получают ли МСП доступ к государственным заказам, в том числе в оборонном секторе?
— Это происходит в рамках государственных мер по выделению повышенных квот таким предприятиям (25% от государственных закупок). Но при уменьшении размера бизнеса, который оказывает услуги или продает товары крупному предприятию, одновременно может снижаться и надежность госзаказа.
В оборонных заказах, думаю, МСП представлены мало. Все же далеко не во всех видах экономической деятельности небольшие предприятия оказываются наиболее эффективными. Зачастую поддержка МСП носит социальный характер, нежели повышает экономическую эффективность.
В том, что они занимают 22% от ВВП, нет особой проблемы. По всему миру малый и средний бизнес определяется по-разному. На рынке важнее сохранять конкуренцию и эффективность работы предприятий независимо от их масштабов.